- Evga nu audio драйвера
- О внутренних звуковых картах
- Комплектация
- Анализ компонентов EVGA Nu Audio
- PCIe через USB
- Питание
- О земляных петлях и фоновом шуме
- ЦАП AKM4493 и линейный выход
- Основные графики
- Цифровые фильтры AKM4493
- Acoustic Sound
- Acoustic Tone
- Harmonic Sound
- Natural Tone
- Traditional Sound
- Traditional Tone
- Усилитель для наушников
- Регулировка громкости через Maxim DS1882
- Линейный вход и особенности АЦП
Evga nu audio драйвера
Для EVGA Nu Audio доступны отчеты и сервисы сравнения/подбора/совместимости разного уровня сложности. Вы находитесь на странице обзора.
Информация для пользователей начального уровня
Информация для всех
Информация для профессионалов
Профессиональные отчеты(Усилитель для наушников)
- Усилитель для наушников
(Линейный выход ЦАП)
О внутренних звуковых картах
Выход в свет звуковой карты EVGA Nu Audio стал достаточно неожиданным по нескольким причинам.
Внутренние звуковые карты переживают не лучшие времена – их вытесняют различные внешние USB-ЦАП с усилителями для наушников. Раньше внешние звуковые карты были в два-три раза дороже, чем внутренние карты с сопоставимым качеством. Сегодня модельный ряд USB-ЦАП очень широк. Более того, в качестве внешней звуковой карты могут работать многие современные портативные Hi-Fi плееры.
Цена различных продуктов обусловлена не только функциональностью и качеством. На цену влияет тираж, а он, в свою очередь, зависит от массовости продукта. Многие пользователи обладают не только стационарными компьютерами, но и ноутбуками со смартфонами. Внешние USB-ЦАП-ы априори является универсальными и востребованными устройствами.
Раньше внутренние карты позволяли получить наименьшую задержку сигнала за счет более быстрых шин PCI/PCIe, что было важно при обработке звука в режиме реального времени. Для геймеров — аппаратная обработка через DSP, а для музыкантов, обработка звука в секвенсоре через ASIO. Но сегодня это потеряло актуальность.
Аппаратное ускорение игр ушло в прошлое. От звуковой карты требуется только качественный ЦАП и хороший усилитель. Редкие игры требуют полноценную обработку аудио от звуковой карты. Чаще всего — нужна поддержка раскладки на многоканальный звук с дальнейшим миксом в объемное стерео под наушники. Современный USB 3.0 лишь незначительно отстает в скорости передачи данных от PCI/PCIeР. Для игр его более чем достаточно.
Тем не менее, у внутренних карт есть преимущества.
Когда геймер создает свой игровой компьютер, он стремится сделать стильную и монолитную систему, без лишней внешней периферии. И именно в такой конфигурации внутренняя карта является более выигрышным решением перед отдельными USB-ЦАП.
Дополнительным плюсом полноценной внутренней звуковой карты является зачастую и возможность записи, которой нет у большинства внешних USB-ЦАП. Но, как показывает практика, запись нужна лишь ограниченному кругу пользователей.
На рынке внутренних звуковых карт основными игроками являются Creative и ASUS. Со старшими продуктами этих компаний и сделано основное сравнение звуковой карты Nu Audio.
EVGA известна в первую очередь продукцией для геймеров. Есть мнение, что EVGA несколько теряет рынок с материнскими платами и видеокартами и звуковая карта — это способ прощупать альтернативное направление.
В дополнении к обзору EVGA был выпущен отдельный материал
История непрофессиональных карт ТОП уровня с точки зрения прогресса и новшеств
Комплектация
Карта поставляется в коробке средних размеров. Никакого диска или флешки с драйвером, его предлагается скачать с сайта. После регистрации продукта можно скачать и специальную демонстрационную музыку.
В комплекта два переходника – на наушники с разъемом 3.5 мм, и с 2хRCA на джек 3.5 мм. Хотелось бы видеть переходник для четырех-контактной гарнитуры.
Когда-то к таким продуктам полагались различные наклейки на корпус компьютера, но сейчас в моде корпуса с прозрачной стенкой и собственной подсветкой компонентов. В данном случае у EVGA светится надпись EVGA NU Audio.
Анализ компонентов EVGA Nu Audio
PCIe через USB
Еще начиная с ASUS Xonar D2 для производителей отсутствовали современные контроллеры для PCIe (явный показатель стагнации внутренних звуковых карт).
Популярные ASUS Xonar Essence STX/STX II использовали мост PCIe>>PCI. Creative в данном случае проявил самостоятельность и выпустил для себя свои микросхемы.
Карта ASUS STRIX RAID DLX использовала уже мост PCIe>>USB, отказавшись от устаревших PCIe контроллеров. Немного жаль, что при использовании внешнего питания, на плате не предусмотрели возможность подключить карту напрямую к USB.
EVGA Nu Audio аналогично DLX использует мост PCIe>>USB. За USB отвечает XMOS. Возможности подключения напрямую через USB аналогично нет!
Зачем прямое подключение к USB для внутренней карты? При использовании материнской платы формата MiniATX и корпуса FullTower, свободных разъемов в материнской плате может не быть, но место для расположения звуковой карты – есть. Вполне логично такую карту подключить через USB напрямую в материнскую плату, раз звуковая карта в конечном итоге работает через USB.
Энтузиасты в свою очередь такую карту могли бы подключить и к ноутбуку (при соответствующем внешнем питании).
Надеюсь, в следующих продуктах появится универсальное подключение для PCIe/USB в подобных картах.
Питание
Питанию уделено большое внимание. Микросхемы Texas Instruments TPS7A47/TPS7A33 расположены под радиатором для эффективного отвода тепла. Для снижения влияния помех от других компонентов внутри компьютера, Nu Audio использует питание напрямую от блока питания через разъем SATA.
О земляных петлях и фоновом шуме
Хорошее питание должно фильтровать внешние помехи и тем самым не допускать в звуковой тракт лишний шум от работы видеокарты, монитора, мыши и т.п.
Источником лишнего шума может быть земляная петля между компьютером и внешним оборудованием. Качество питания звуковой карты на это не влияет.
В теории вся грязь должна уходить по заземлению через заземляющий контакт в розетке. И путь до заземляющего контакта должен быть спроектирован таким образом, что бы на этом пути было наименьшее сопротивление (короткий путь). Но на практике это не всегда так, и короткий путь лежит через сигнальные провода. В этом случае и возникает дополнительный шум.
Что делать, если есть земляная петля?
Для устранения фонового шума от земляной петли для внешней активной акустики или внешнего усилителя, надо использовать дополнительный заземляющий провод. Этот провод в теории должен соединять земляные контакты у гнезд питания компьютера и усилителя. На практике не всегда кабель питания съемный или этот контакт реализован должным образом. Иногда оптимальной точкой являются отдельные болты на корпусах.
Второй не очевидный вариант с земляной петлей — подключение наушников через гнездо на корпусе компьютера.
Для гнезда на корпусе под наушники необходимо отдельно заизолировать земляной контакт, иначе земляная петля образуется от трех силовых контуров: питания от платы через PCIe, внешнего питания через SATA и остаточного питания на корпусе от других компонентов.
EVGA Nu Audio использовалась в двух разных компьютерах и никаких паразитных шумов замечено не было. Если вы столкнетесь с проблемой с шумом, проверьте в первую очередь наличие земляных петель.
ЦАП AKM4493 и линейный выход
За воспроизведение отвечает ЦАП AKM4493EQ. На данный момент это одна из топовых микросхем от Asahi Kasei Microdevices.
Основные характеристики AKM4493EQ:
- Уровень гармонических искажений + шум: -113 дБ
- Сигнал/шум и динамический диапазон: 123 дБ
- Поддержка частот дискретизации: от 8 кГц до 768 кГц
- Максимальная частота для DSD: 22.4 МГц (DSD512)
- Разрядность входных данных до: 32 бит.
- 6 настроек цифровых фильтров
При тестировании с помощью E-MU1616m с линейного выхода был зафиксирован уровень сигнал/шум около 114
115 дБА при технической возможности достоверно измерить до 118
119 дБА. Одной из вероятных причин, почему в Nu Audio не получены рекордные значения для AKM4493EQ — использование крупных элементов в виде отдельных резисторов и сменного ОУ. Все это увеличивает длину тракта и в таких условиях сложнее сохранить высокое соотношение сигнал/шум. Запредельные значения проще получить в максимально ограниченном пространстве.
Часто спрашивают, в чем смысл высокого соотношения сигнал/шум под 130 дБ и выше, когда наилучшее соотношение сигнал/шум у CD-Audio всего 96 дБ, а в реальной музыке порой и не выше -70
-50 дБ? В чем смысл в 32 бит, когда почти вся музыка в 16 бит и в редких случаях в 24 бит? Какое преимущество дают сверхнизкие искажения, когда конечные наушники и АС обладают искажениями на пару порядков выше?
К сожалению, авторы очень часто это интерпретируют как избыточное качество, которое может услышать лишь прожженный аудиофил на очень дорогом оборудовании, в то время как для обычного слушателя это излишество. Это в корне неверно.
Исчерпывающий ответ на это ниже в анализе усилителя EVGA Nu Audio с конкретными примерами.
В аналоговом фильтре для ЦАП используются одноканальные ОУ LME 49724 и после на линейном выходе сменный ОУ AD8056.
Несмотря на то, что AKM4493EQ имеет поддержку 768 кГц, в драйвере поддержка ограничена частотой дискретизации 384 кГц.
Согласно измерениям, аналоговый фильтр настроен на 50 кГц. Этот фильтр необходим для устранения высокочастотного шума (подавления алиасинга).
В устройстве с поддержкой 384 кГц хотелось бы видеть более высокую частоту для такого фильтра. Хочется надеяться, что данная частота обоснована и оптимальна для самого распространенного режима 44.1 кГц.
Если сравнивать с другими устройствами, с аналогичной поддержкой 384 кГц, то фильтр на 50 кГц можно наблюдать у плеера Shanling M2s. У других устройств фильтр или меньшего порядка, или настроен ближе к 100 кГц.
Основные графики
Искажения находятся на очень низком уровне. Это очень хорошо и нехарактерно для карты, использующей «аудиофильские компоненты». Часто предпочитают вместо проработки схемы установить дорогие компоненты, в надежде, что это как-то спасет звук. В Nu Audio не стали надеятся на авось и тщательно проработали схему.
Благодаря использованию отдельных кварцев, нет никаких проблем с джиттером.
Сами по себе кварцы не гарантируют автоматически низкого джиттера и полученные результаты — это следствие хорошо продуманной схемы.
Радует другое, с EVGA Nu Audio нет нужды подбирать определенный аудиоплеер с ресемплингом, а достаточно любого с поддержкой вывода звука через WASAPI Exclusive или ASIO.
Цифровые фильтры AKM4493
В AKM4493EQ предусмотрено шесть вариантов цифрового фильтра. Все они доступны для переключения через панель управления карты. Цифровой фильтр должен отсекать высокочасотные компоненты в диапазоне, который не попадает под аналоговый фильтр.
Все фильтры отличаются длиной колебаний и расположением колебаний относительно импульса. Чем сильнее происходит подавление высокочастотных компонент, тем более длительные колебания у импульса. При коротких колебаниях подавление алиасинга хуже и обязательно присутствует небольшой спад высоких частот в слышимом диапазоне до 20 кГц. Импульсная характеристика выглядит более красиво при минимальном подавлении алиасинга.
Импульс разделяют на симметричный и не симметричный. У симметричного импульса колебания в равной степени удалены от начала и конца импульса. У такого импульса идеальная фазо-частотная характеристика. У несимметричного фазо-частотная характеристика смещается, а форма импульса получается ближе к естественным импульсам, где эхо существует после щелчка-импульса, а не до. Несимметричная импульсная характеристика считается более естественной для звучания.
Таким образом, идеального импульса не существует, а есть вариации в сторону приоритетов отдельных характеристик. Единого мнения, что является самым лучшим, нет.
Acoustic Sound
Этот фильтр является несимметричным. Длительность колебаний около 1 мс. Отличное подавление алиасинга, более 100 дБ. Обычно такой фильтр называют как Sharp Roll Off + Minimum Phase/Short delay.
У такого фильтра наблюдаются самые большие пиковые выбросы и на специфических сигналах может наблюдаться клиппирование. В отчетах можно увидеть, насколько сильно «срезаются» верхушки колебаний на меандре и как это отражается на искажениях. В реальной музыке меандр встречается редко и выбросы не представляют собой реальную проблему. Тем не менее, если слушается музыка с максимальной компрессией под 0 dBFS, то лучше:
- Выбрать другой тип фильтра — симметричный или с короткой длительностью колебаний, где эти пиковые выбросы меньше по амплитуде.
- Понизить уровень громкости до ЦАП на 3
Acoustic Tone
Этот фильтр является несимметричным. Длительность колебаний около 0.13 мс. Высокочастотные компоненты подавляются постепенно в диапазоне первого «зеркала». На АЧХ в области высоких частот есть небольшой спад. Обычно такой фильтр называют как Slow Roll Off + Minimum Phase/Short delay. Полный отчет.
Harmonic Sound
90 дБ), чем для варианта Sharp. На АЧХ в области высоких частот есть небольшой спад. Такой фильтр ближе к Sharp Roll Off + Minimum Phase/Short delay с несильным подавлением алиасинга.
Схожий фильтр использует популярный ЦАП CS4398. Его, в свою очередь, используют такие продукты, как: Astell&Kern AK240, Colorful Colorfly C4 Pro, Hidizs AP100, iBasso DX80, Luxury & Precision L3, Questyle QP1R, E-MU 1616m и многие другие.
Natural Tone
Этот фильтр является эмуляцией отсутствия фильтра как такового. Высокочастотные компоненты здесь не подавляются. На АЧХ в области высоких частот до 20 кГц наибольший спад.
На форме волны синуса и треугольника отчетливо видно ступеньки.
В отчете представлены и меандры, на которых видно некоторые выбросы на фронте волны. Это артефакты уже АЦП E-MU1616m, при измерении с помощью осциллографа их бы не было.
Многим кажется что в режиме NOS импульс идеален, т.к. фронт нарастает практически вертикально, против любого другого режима, где фронт нарастает под небольшим углом (длительностью в 1 семпл). Но при этом не учитывается, что идеальный импульс не только должен нарастать практически вертикально, но и длится максимально короткое время. В режиме NOS длительность импульса получается равна 1 семплу и сам импульс представляет собой уже прямоугольник.
Этот режим может звучать как более «мягко» за счет небольшого спада высоких частот, так и более грязно, если подключенный после Nu Audio внешний усилитель не сможет чисто работать при таком обилии высокочастотных помех от алиасинга. Это самый «вкусовой» режим из существующих, у которого есть как ярые поклонники, так и ярые противники. Чаще он по душе тем, кто слушает тяжелый рок-металл.
Traditional Sound
Этот фильтр является симметричным. Фаза у симметричного фильтра является линейной. Общая длительность колебаний около 1 мс. Отличное подавление алиасинга. Обычно такой фильтр называют как Sharp Roll Off Linear Phase. Такой тип фильтра самый распространенный для большинства ЦАП. Полный отчет.
Traditional Tone
Этот фильтр является симметричным. Фаза у симметричного фильтра является линейной. Длительность колебаний около 0.13 мс. Высокочастотные компоненты подавляются постепенно в диапазоне первого «зеркала». На АЧХ в области высоких частот есть небольшой спад. Обычно такой фильтр называют как Slow Roll Off Linear Phase. Полный отчет.
Таким образом, под названием Acoustic подразумевается несимметричный импульс со стандартными названиями Minimum Phase или Short delay, а под Traditional — симметричный Linear Phase. Под Sound — Sharp Roll Off и под Tone — Slow Roll Off.
Основная разница в звучании фильтров заключается в яркости высоких частот (что очень логично исходя из АЧХ) и панораме. Большинство пользователей разницу вообще не слышат и это нормально. Лучше всего пробовать услышать разницу начинать при сравнении фильтров Natural Tone и Traditional Sound как максимально противоположных.
Усилитель для наушников
Регулировкой уровня звука для усилителя наушников занимается Maxim DS1882. Эта микросхема представляет собой аналоговый регулятор.
Для выхода на наушники используется сменный ОУ OP275 с буферами LME49600.
LME49600 ранее был применен ASUS во внешних ЦАП ASUS Essence One и ASUS Essence 3. Это был отличный шаг вперед после TPA6120A2. Позже этот буфер использовался в ASUS STRIX RAID DLX.
Особое внимание производитель уделяет тому, что ОУ на участке усилителя подается питание в 18 В. Далеко не все ОУ поддерживают такое высокое напряжение. Как минимум, AD8056 использующийся для линейного выхода, туда ставить нельзя.
В целом, используются ОУ высокого качества и замена на другие ОУ должна дать лишь другой оттенок звучания, без кардинальных изменений.
Регулировка громкости через Maxim DS1882
Сигнал/шум и регулировка громкости
Современные ЦАП умеют делать регулировку уровня сигнала в самом ЦАП.
Операционные системы, такие как Windows и Android, вообще изменяют уровень программно до ЦАП. Уровень громкости меняется не в усилителе аналоговым способом, а в цифровом еще до преобразования в аналог.
Любое изменение уровня сигнала в меньшую сторону до ЦАП автоматически уменьшает соотношение сигнал/шум на выходе ЦАП. Обычно в звуковых картах с встроенным усилителем для наушников никто не слушает на громкости в 100% и снижает уровень громкости так, что бы конечное звуковое давление было комфортным. И когда уровень громкости снижается на 40 дБ через ЦАП или программно в ОС, то вместо 123 дБ сигнал/шум уже будет всего 83 дБ. Для этого и нужны запредельные значения для ЦАП. В случае с Nu Audio при регулировке громкости на 40 дБ через ОС будет снижение с 114 дБ до 74 дБ.
При этом, если мы будем делать регулировку громкости аналоговым способом после ЦАП, то исходное соотношение сигнал/шум у нас сохранится для любой выбранной громкости. И здесь уже исходное отношение сигнал/шум около 90
100 дБ будет вполне достаточным, а 114 дБ и вовсе «избыточным».
Аналоговые регуляторы обычно бывают двух основных типов. Самый привычный — переменный резистор, радиального или ползункового типа. Он позволяет плавно регулировать громкость. Недостатком является неравномерная регулировка между каналами в крайних положениях. Многие сталкивались с тем, что в области минимальных значений один канал мог замолчать, а другой еще играть. В хороших продуктах с аналоговым регулятором стараются использовать переменные резисторы от ALPS, которые считаются одними из самых качественных.
Альтернатива — матрицы на электромагнитных реле. Такой способ позволяет получить минимальное расхождение между каналами, сопоставимое с программной регулировкой уровня громкости. К минусам же относится сложность и дороговизна конструкции, где цена существенно вырастает при уменьшении шага регулировки.
Микросхема Maxim DS1882 является бюджетным аналогом такой матрицы, где вместо реле используются ключи на транзисторах. Если электромагнитные реле не вносят никаких искажений, то ключи, как активный элемент, могут это сделать.
Разрядность ЦАП и регулировка громкости
Дополнительно стоит учесть и влияние разрядности ЦАП. Сама по себе эта разрядность не влияет ни на соотношение сигнал/шум, ни на искажения. Но это напрямую влияет на качество регулировки громкости до ЦАП.
Если ЦАП принимает данные только в 16 бит, то при понижении уровня громкости до ЦАП сигнал теряет в разрядности. Это как регулировать программно яркость картинки на мониторе, а не через яркость подсветки. Чем больше будет осветляться картинка — тем больше светлых участком сольются в один цвет. И наоборот, при затемнении все темные участки станут одним цветом без градаций и деталей.
Другое дело, если монитор будет поддерживать большую разрядность цвета, и при регулировки яркости будет запас по оттенкам. В этом случае будет доступен определенный предел, при котором светлые и темные оттенки не потеряют в детальности.
Если ЦАП может принять звуковой поток в 24 бит, то для исходных 16 бит громкость можно понижать на 48 дБ без потери качества. Если ЦАП принимает данные в 32 бита, то для исходных 16 бит можно понижать уровень громкости до 96 дБ, для для исходных 24 бит до 48 дБ. Как видно, преимущество 32-х битных ЦАП вовсе не в рекордном соотношении сигнал/шум или уровня искажений, а в возможности корректной работы с сигналами малой амплитуды.
С выхода для наушников удалось зафиксировать соотношение сигнал шум в 114.8 дБ при максимальной амплитуде. При уменьшении амплитуды через Maxim DS1882, уменьшается и уровень шума.
В тот момент, когда уровень не максимален, Maxim DS1882 вероятно дает небольшую наводку, и к линейному выходу подмешивается небольшая помеха, никак не коррелирующая с полезным сигналом. Услышать ее практически нереально, но она несколько ухудшает конечные характеристики и маскирует реальные искажения на спектрах.
Особый интерес представляют спектры для одинаковой амплитуды, полученной разным путем — цифровым до ЦАП и через Maxim DS1882.
Регулировка до ЦАП
Регулировка через Maxim DS1882
Регулировка до ЦАП дает закономерно более высокую шумовую полку, а это значит, что в высокочувствительных наушниках шум будет выше.
В противовес, при регулировке до ЦАП видно меньше искажений. Большинство ЦАП на меньшей амплитуде обладают более красивым спектром, но из-за шумовой полки сложно спрогнозировать искажения под ней. Эти искажения мы не видим на графике, но способны услышать. В данном случае графики нам говорят, что оба способа могут дать качественный результат.
При сравнении звука с разным вариантом регулировки, при небольшом уменьшении особой разницы в качестве нет. Но при минимальных значениях качество звука после Maxim DS1882 выше, что говорит о менее качественной работе самого ЦАП на малых амплитудах, или о несовершенстве математики алгоритма изменения уровня в драйвере Nu Audio.
Если сравнивать уровень шумности выхода с AE-5 и STX, то картина следующая:
Для оценки шума были взяты внутриканальные наушники Creative In-Ear 3 с высокой чувствительностью. При выставлении уровня громкости на 100% для EVGA Nu Audio, шум с нее самый громкий. Немного тише шум у STX и существенно тише он у AE-5. При понижении уровня громкости у Nu Audio через Maxim DS1882 с STX уровень шума сравнялся при значении 82% (-9 дБ от максимума), а с AE-5 при 56% (-22 дБ от максимума).
Таким образом, при использовании высокочувствительных наушников, аналоговый регулятор у Nu Audio дает преимущество. Но при этом, заметным это преимущество получается лишь с STX, в то время как с AE-5 эта разница невелика, т.к. там изначально на выходе ЦАП реализовано высокое соотношение сигнал/шум.
В даташите для Maxim DS1882 указываются довольно посредственные значения искажений в виде 0.005% (-86 дБ) для -6 дБ. По измерениям, картина иная, Maxim DS1882 не вносит никаких искажений, лишь добавляя небольшой шум. Вероятно, искажения появляются, если на вход Maxim DS1882 подается уровень под 7VRMS для 0 dBFS, а не 1.8 VRMS, как в Nu Audio.
Maxim DS1882 обеспечивает 50 ступеней уровня регулировки и доступно два варианта, с одинаковым шагом по 1 дБ и с разным шагом в зависимости от понижения уровня. В Nu Audio используется первый вариант. В панели управления уровень показывается в процентном виде, с шагом в 1%. В реальности изменение уровня происходит как изменение на 1 дБ при шаге в 2%. Соответственно уровень меняться от 0 dBFS (при 100%) до -50 dBFS (при 1%) и полная тишина при 0%.
В ОС Windows 10 шаг регулировки совсем иной, там происходит изменение в линейном масштабе, где 1% равен -70 dBFS. Таким образом ориентировочные значения 50% — это -11 dBFS, 30% равны -18 dBFS.
График максимального выходного напряжения по музыкальной мощности строится по значениям максимального напряжения без нагрузки, максимального тока и выходного сопротивления усилителя. Эти значения определяются из данных графиков максимального уровня напряжения с учетом эквивалентных классов качества F.A.Q. .
График строится областями, где:
- Голубая: Чистый или экв. класс А F.A.Q.
- Зеленая: Оптимальный или экв. класс АБ F.A.Q.
- Желтая: Жесткий или экв. класс Б F.A.Q.
- Красная: Максимальный перед перегрузкой F.A.Q.
- Серая: это зона тихого уровня громкости. В этой зоне велика вероятность дисбаланса каналов при наличии аналогового регулятора или высокий уровень фонового шума при цифровом регуляторе.
В характеристиках на Nu Audio приводится значение в 8 Vrms. На практике это значение немного ниже и соответствует около 7.5 VRMS.
Выходное сопротивление | 0.29 Ом | |||
Характеристики мощности | Напряжение | Ток | ||
ВRMS | dBV | мА | дБ(мА) | |
Эквивалентный класс A F.A.Q. | 4.73 | 13.50 | 84.83 | 38.57 |
Эквивалентный класс AB F.A.Q. | 7.51 | 17.51 | 134.45 | 42.57 |
Эквивалентный класс B F.A.Q. | 7.51 | 17.51 | 134.45 | 42.57 |
Максимальный режим F.A.Q. | 7.51 | 17.51 | 145.18 | 43.24 |
Технически, самый чистый звук обеспечивает режим эквивалентного класса А. В этом режиме все спектры максимально чистые, без гармоник высших порядков от искажений. Переход в менее качественный режим хорошо прослеживается на спектрах, но необязательно должен быть явно слышимым.
Граница эквивалентного класса А не достигает максимума и на 4 дБ ниже остальных режимов. Таким образом, при установке громкости не выше 92% (-4 dBFS) Nu Audio обеспечивает максимально чистое звучание.
При сравнении с другими звуковыми картами видно, что EVGA обеспечивает наибольшую громкость. У AE-5 выходное сопротивление близко к нулевому и составляет 2 Ом. По этой причине у AE-5 и Nu Audio значения максимальных напряжений практически не зависят от сопротивления наушников. Между собой разница в громкости примерно в 4 дБ.
У STX и DLX выходное сопротивление выше и графики представляют собой кривые линии, со спадом в области нагрузок с низким сопротивлением. Для высокоомных наушников самой громкой является Nu Audio, потом идут STX, DLX и AE-5 . Для низкоомных наушников ситуация другая, самой громкой остается Nu Audio, а потом идет AE-5 , STX и DLX.
В сервисе сравнения связок наушников с источниками можно это посмотреть на конкретных наушниках.
Линейный вход и особенности АЦП
В качестве аналого-цифрового преобразователя в Nu Audio используется Asahi Kasei Microdevices AK5572.
Основные характеристики AK5572:
- Уровень гармонических искажений + шум: -112 дБ
- Сигнал/шум и динамический диапазон: 121 дБ
- Поддержка частот дискретизации: от 8 кГц до 768 кГц
- Максимальная частота для DSD: 11.2 МГц (DSD256)
- Разрядность выходных данных до: 32 бит.
- 4 настройки цифровых фильтров
В драйвере Nu Audio реализована поддержка записи с частотой дискретизации 384 кГц, формат для записи DSD не поддерживается.
На данный момент, возможность записи в частотах дискретизации выше 192 кГц встречается у редких и дорогих звуковых карт. Самая дешевая из них — RME ADI-2 Pro за $2000.
Более того, ADI-2 Pro использует близкие по качеству ЦАП и АЦП. В качестве ЦАП используется AKM AK4490, на смену которому был выпущен более совершенный AK4493 в Nu Audio. Без учета реализации в каждом устройстве разница не обязательно должно быть в пользу старшей версии. Тем не менее, у Nu Audio теоретическое преимущество и в боле новой модели ЦАП и в аудиофильских компонентах от Audio Note.
Для оцифровки ADI-2 Pro использует четырехканальный AK5574, который аналогичен двухканальному AK5572. Преимуществом AK5574 является возможность улучшить характеристики записи за счет работы в стерео режиме (через суммирование по два канала). И второй немаловажный момент, ADI-2 Pro позволяет делать запись в частоте дискретизации 768 кГц и напрямую в DSD.
Хотя на фоне Nu Audio ADI-2 Pro выглядит дорогой звуковой картой, для профессионального звукового интерфейса высокого класса это совсем невысокая цена. Nu audio в таком сравнении выглядит очень привлекательно для тех, кто по разным причинам хочет делать запись в форматах высокого разрешения, но не готов покупать «дорогой» профессиональный интерфейс.
В форумах часто можно встретить мнение, что Hi-Res сам по себе бессмысленный, ведь человек все равно ничего не слышит выше 20 кГц. А если воспроизведение Hi-Res еще и нужно единицам, то кому надо делать подобную запись?
Считаю, что такое может быть интересно:
- Тем, кто делает различные технические измерения и формат работы звуковой карты удобнее, чем осциллографа (запись сигнала и анализ). По сути, Nu Audio заменяет осциллограф с верхней частотой в 200 кГц. Лично мне, в рамках тестов RAA, это интересно для записи импульсных характеристик источников. Далее в этом качестве и будет рассматриваться АЦП в реализации Nu Audio.
- Тем, кто считает, что частотная полоса винила ничем не ограничена и запись в максимально возможном Hi-Res позволит передать качество записи в полной мере. Но, пока не попробуешь, точно не узнаешь, и Nu Audio — это хороший компромисс в виде «пробника» за умеренную цену. Примерно как недорогой телескоп, когда не ясно, серьезно ли будет дальнейшее увлечение астрономией.
Возможно, есть и еще задачи, о которых можно рассказать в комментариях.
У AK5572 есть четыре настройки цифрового фильтра, которые образуются от парных настроек Sound (Sharp) / Tone (Slow) и Traditional (Linear Phase) / Acoustic (Minimum Phase/Short Delay).
Источник