6ж52п в триоде драйвер



Триод из подручных материалов. Подробности

Этой статьей, уважаемый читатель, я хочу продолжить тему «Триод из подручных материалов» и поделиться накопившейся у меня с момента предыдущей публикации информацией по практическому применению наиболее широко распространенных выходных ламп. Приводимые ниже принципиальные электрические схемы усилителей мощности (из самых разных источников) должны, на мой взгляд, помочь самодельщикам разобраться в вопросах конкретного использования тех или иных типов ламп в создаваемых ими конструкциях. Сразу отмечу, что не все из этих схем целесообразно повторять один к одному. Некоторые из них скорее содержат информацию к размышлению. Впрочем, для тех, чей практический опыт невелик, удалось найти несколько хорошо повторяемых несложных схем, обеспечивающих неплохое звучание.

6П6С — знаменитый классический выходной лучевой тетрод с оригинальным баллоном, имеющим внутреннее чернение для улучшения отвода тепла от анода. Эта лампа массового применения, разработанная американской компанией RCA (оригинал имеет маркировку 6V6-GT), выпускалась в течение длительного времени многими производителями и широко применялась до середины 50-х годов в радиоприемниках, телевизорах, магнитофонах, а также в усилителях киноустановок. Даже в типовом тетродном включении она гораздо «благозвучнее», на мой взгляд, чем, например, 6П3С. Среди безусловно заслуживающих внимания изделий отечественной радиопромышленности, в которых применялась лампа 6П6С, следует упомянуть такие великолепные радиоприемники, как «Октябрь», «Рига 10», «Мир М-154». В начале 50-х годов был выпущен отечественный пальчиковый аналог ламп 6V6 и 6П6С — 6П1П. По всем электрическим характеристикам октальная и пальчиковая лампы полностью идентичны, однако 6П1П имеет более компактную и, соответственно, более теплонапряженную конструкцию электродной системы. Поэтому при ее использовании в режимах с пре-дельно-допустимой мощностью рассеивания на аноде и повышенном анодном напряжении существует большая вероятность появления термотока в цепи управляющей сетки. Вероятность этого еще более возрастает при превышении предельно допустимого по ТУ напряжения на экранирующей сетке в ультралинейном или триодном включении. Если 6П6С вполне надежно работают при величине напряжений на аноде и экранирующей сетке до 370 В (вопреки типовым ТУ), то для 6П1П пределом является 320В. Впрочем, отечественной промышленностью выпускался вариант лампы 6П1П с повышенной надежностью — 6П1П-ЕВ.

Принципиальным недостатком всех упомянутых выше ламп, по-видимому, можно считать их относительно невысокую выходную мощность, что приводит к необходимости использования в приличных усилителях как минимум двух включенных параллельно ламп вместо одной. Например, в недорогом двухтактном усилителе «Народный» петербуржской фирмы Spb Sound используются по 2 штуки 6П6С в плече, переключаемые из триодного в ультралинейный режим и отдающие (по-видимому, в классе АВ1) соответственно 15/30 Вт выходной мощности.

Непосредственным предшественником 6V6 является лампа 6F6-GT, отечественный аналог которой называется 6Ф6С. Эта лампа представляет собой выходной пентод несколько более раннего выпуска. Если вам попадутся эти раритеты, знайте, что они прекрасно работают не только в выходных каскадах, но и в качестве драйвера в паре с межкаскадным трансформатором. Лампа 6F6 является одной из любимиц японских аудиофилов. В качестве примера конкретного применения этих пентодов на рис. 1 приведена принципиальная схема усилителя мощности на ее эквиваленте — лампах TUNG-SOL 42, из японского журнала «MJ Stereotechnic». В этой же схеме могут быть успешно применены лампы 6П6С и 6П1П, однако их электрический режим следует установить в соответствии с рекомендациями, приведенными в моей статье «Триод из подручных материалов». На рис. 2 приведена схема усилителя мощности, входящего в состав активных акустических систем стереофонического бытового магнитофона высшего класса А-122 американской фирмы Атрех. В этом усилителе используются лампы 6V6 в традиционном тетродном включении. При их переводе в триодный режим потребуется изменить режим работы фазоинверсного каскада из-за увеличения, во-первых, требуемой амплитуды напряжения возбуждения между сетками выходных ламп, а во-вторых, увеличения динамической входной емкости ламп выходного каскада. Кроме того, могут потребоваться изменения в цепях общей ООС усилителя для получения приемлемой чувствительности со входа.

6П3С — классический выходной лучевой тетрод для аудиотехники. Разработан компанией RCA в середине 30-х годов. Оригинал называется 6L6 и имеет металлический баллон. Компания в своих справочниках указывает, что геометрия электродной системы этой лампы специально оптимизирована для обеспечения минимального уровня 3-й гармоники (разумеется, при работе в типовом тетродном режиме). Аналоги 6L6, выпускавшиеся и выпускающиеся множеством изготовителей в самых различных конструктивных вариантах, нашли широкое применение в бытовой аппаратуре, эстрадных и кинотеатральных усилителях. Несмотря на то, что по части качества звучания эти лампы звезд с неба не хватают, я все же рекомендую их всем желающим получить вполне добротный звук при минимальных материальных затратах.

Ближайшим аналогом лампы 6П3С по электрическим параметрам и цоколевке является лампа повышенной надежности 6П3С-Е (5881). Эта лампа отличается от 6П3С несколько иной электродной системой, более жесткой механической конструкцией, увеличенным диаметром баллона и уменьшенной высотой цоколя. Кроме того, изготовитель указывает для 6П3С-Е менее жесткие предельно-допустимые значения электрических режимов и, соответственно, больший срок службы. Однако, 6П3С-Е (5881) можно смело применять во всех режимах, рекомендованных для 6П3С.

Широко известный генераторный лучевой тетрод Г-807 (RCA 807) представляет собой ту же лампу 6П3С с другим цоколем, помещенную в другой баллон и изготовленную из более качественных материалов с более жесткими технологическими допусками. Но, самое главное, лампа Г-807 имеет по сравнению с 6П3С гораздо более глубокий вакуум. Эти особенности позволяют использовать Г-807 в более жестких электрических режимах по сравнению с 6П3С без ущерба (а то и с выигрышем) надежности и долговечности. Некоторое время отечественной промышленностью выпускался вариант лампы Г-807 с октальным цоколем под названием 6П7С, специально предназначенный для применения в выходных каскадах строчной развертки телевизоров (я, однако, не встречал ни одного телевизора, где бы использовалась эта лампа). Всем интересующимся вопросами практического применения ламп 6L6, 6П3С, Г-807 и 6П7С я рекомендую внимательно ознакомиться со статьями «Новогодний Маг» и «По следам Вильямсона», опубликованным в декабрьском номере журнала за 1997 г. Квалифицированных конструкторов должна заинтересовать, на мой взгляд, приводимая на рис.3 упрощенная принципиальная схема моноблоков «Manley 807 SE/PP 75/150».

Этот усилитель интересен прежде всего тем, что при относительно небольших габаритах, массе и энергопотреблении (для однотактного усилителя мощностью 75 Вт!) он обладает привлекательным, добротным звучанием, легко справляясь с такой непростой на подъем акустикой, как Magnepan. Простым щелчком тумблера, прямо на ходу, этот аппарат может быть превращен в двухтактный усилитель мощностью до 150 Вт. На мой взгляд, этот режим работы придется по душе любителям «кинотеатрального» звука. Несомненно, опытный слушатель по достоинству оценит возможность переключения режимов усилителя.

Читайте также:  Ошибка драйвера usb устройства windows 10 bluetooth

Схемотехника входных каскадов «Manley 807 SE/PP 75/150» абсолютно традиционна: входной сигнал подается непосредственно на сетки двойного триода 5751 (пальчиковый аналог 6SL7 и 6Н9С), «половинки» которого включены параллельно. Далее с анодов лампы сигнал через разделительный конденсатор поступает на сетку фазоинверсного каскада, выполненного по классической схеме с катодной связью на высоколинейном двойном триоде GE 7044 (экспериментально я выяснил, что по своим электрическим характеристикам эта лампа тождественна отечественной лампе 6Н6П, хотя конструктивно она более проста). Дальнейший путь сигнала зависит от включенного режима работы усилителя. В однотактном режиме сигнал с анода левого (по схеме) триода 7044 поступает на параллельно соединенные (по переменному току) управляющие сетки всех 8 выходных ламп Г-807, триодный режим которых обеспечивается соединением экранных сеток с анодами через резисторы величиной по 1 кОм. Выходные лампы работают с фиксированным смещением. В схеме предусмотрена индивидуальная независимая установка напряжения смещения на сетку каждой лампы, что позволяет без проблем установить идентичные токи покоя ламп, имеющих технологический разброс параметров. Контроль токов покоя каждой лампы осуществляется путем измерения падения напряжения на резисторах величиной 10 Ом ±1% в цепях их катодов. Для этого под верхней панелью корпуса усилителя имеются соответствующие контрольные точки и регуляторы смещения (выведены под шлиц). Напряжение сигнала на управляющие сетки каждой из 8 выходных ламп подается через индивидуальные переходные конденсаторы. В двухтактном режиме противофазные напряжения возбуждения выходного каскада подаются с анодов фазоинвертора на управляющие сетки 2 групп выходных ламп (по 4 лампы в плече).

Особого внимания заслуживает коммутация первичной обмотки выходного трансформатора. В двухтактном режиме источник анодного напряжения подключается к средней точке первичной обмотки, а параллельно соединенные аноды каждой из двух групп выходных ламп — к ее крайним выводам. В однотактном режиме аноды всех восьми выходных ламп соединены вместе и подключены к одному из крайних выводов первичной обмотки, а источник питания — к другому. При таком включении обычный двухтактный выходной трансформатор без зазора в сердечнике без принятия специальных мер становится неработоспособным, так как намагничивается до насыщения током покоя выходных ламп. Здесь-то и начинаются маленькие хитрости г-на Дэвида Мэнли. Чтобы сохранить габаритные размеры выходного трансформатора и вес моноблока в разумных пределах, конструктор применил компенсацию постоянной составляющей тока выходных ламп путем подачи в первичную обмотку противотока от источника тока, включенного между ее средним выводом и тем концом, на который подается напряжение анодного питания выходного каскада. В двухтактном режиме этот источник просто закорочен и ни на что не влияет. Поскольку он подключен к половине обмотки, а анодный ток выходных ламп протекает через всю обмотку, полная компенсация постоянной составляющей тока анода наступает только в том случае, если величина тока от источника тока вдвое превышает ток покоя выходных ламп. Такой подход в принципе позволяет изменять режимы работы сердечника выходного трансформатора, создавая ему типичные «однотактные» условия, однако думаю, что в описываемом усилителе это не реализуется полностью, т. к. требует жесткой стабилизации всех режимов и напряжений питания выходного каскада. Из принципиальной схемы видно, что стабилизаторы в аппарате отсутствует. В силу того, что внутреннее (дифференциальное) сопротивление источника тока существенно превышает приведенное к первичной обмотке выходного трансформатора сопротивление нагрузки и тем более внутреннее сопротивление выходного каскада, на работу последнего по переменной составляющей примененный способ размагничивания сердечника влияния не оказывает (теоретически).

Наверное, вас удивляет, что я воздерживаюсь от описания (и изображения) подробностей схемотехники источника размагничивающего тока. Делаю это сознательно по следующим причинам: во-первых, нашим самодельщикам недоступна соответствующая элементная база; во-вторых, лично я не вполне согласен с конкретным примененным решением; в-третьих, подобная концепция построения SE-усилителей все-таки является довольно спорной; в-четвертых, те, кого не деморализовали первые три обстоятельства и кто проникся идеями м-ра Мэнли, могут без особого труда реализовать великолепный источник тока на пентодах типа 6П45С, ГУ-50, EL-34 и т.д. (а может быть, и на хорошем полевом или биполярном транзисторе, но это, по-моему, будет уже совсем нонсенс!).

И, наконец, немного об электрическом режиме выходных ламп (807). В соответствии с традициями фирмы они работают при малом токе покоя (около 35 мА), смещением на первой сетке около 80 В и весьма высоком напряжении на аноде (и, соответственно, экранной сетке): 650В! (вспомним, что по ТУ напряжение на экранной сетке 807-й лампы не должно быть выше 250В, типовой триодный режим предусматривает напряжение величиной 400-450 В — см. статью «Триод из подручных материалов»). Конечно, далеко не все экземпляры 807-й лампы (особенно китайского производства) выдерживают такие напряжения, поэтому, по-видимому, фирма производит их предварительный отбор. Кроме того, ненадежные и некачественные лампы самоуничтожаются в период начальной приработки усилителя (что совершенно не страшно, учитывая широкую доступность и низкую стоимость этих ламп). Замечу, что отечественные лампы Г-807 любых годов выпуска имеют очень высокие качество и надежность.

Приведенное к аноду сопротивление нагрузки на одну лампу составляет «10 кОм в SE и 2,5 кОм в РР включении (таким образом, реализуется чистый, высоколинейный режим класса А в SE и самый что ни есть АВ1 в РР). Номинальное сопротивление нагрузки составляет 8 Ом, но в силу неглубокой ООО усилитель, скорее всего, имеет пониженную чувствительность к импедансу АС. Анодное питание выходного каскада организовано просто и изящно: вторичная обмотка силового трансформатора с малым омическим сопротивлением, мостовой выпрямитель на высококачественных диодах, работающий на батарею из двух электролитических конденсаторов по 3200 мкФ х 450В (соединенных последовательно) без каких-либо дополнительных фильтров обеспечивают более, чем достаточную фильтрацию анодного напряжения ламп выходного каскада и жесткую внешнюю характеристику источника питания, необходимую при работе в режиме РР (в классе АВ1). Безусловно, такая организация питания является компромиссной.

ГУ-50 — точная копия генераторного УКВ-пентода LS50 фирмы Telefunken. На всякий случай отмечу малоизвестный факт, что в Европе выпускались специальные модификации этой лампы для применения в выходных каскадах УНЧ: EL112 и EL152 (с напряжением накала 6,3 В в отличие от LS50 и ГУ-50, напряжение накала которых составляет 12,6 В). Эти лампы применялись в профессиональной звуковой аппаратуре, успешно управляя не только движением диффузоров динамиков, но и резцов рекордеров при нарезании матриц для печати виниловых грампластинок.

Лампы ГУ-50 широко применялись в самой различной аппаратуре специального назначения. Поэтому они изготавливались только из высококачественных материалов при жестком контроле за соблюдением технологии производства. Имея приблизительно такие же размеры электродов, как у 6П3С, лампа ГУ-50, благодаря применению для анода специального материала — так называемого карбонизированного никеля, может длительно рассеивать на аноде мощность до 40 Вт.

Читайте также:  Intel драйвер суппорт ассистент

Как правило, усилители, использующие эти лампы в типовых режимах, обладают значительной выходной мощностью, но малопривлекательным звучанием. Поэтому, на мой взгляд, единственным способом получения отличных результатов и полного раскрытия звуковых возможностей ГУ-50 является их применение в триодном включении. Однако в этом случае каскад драйвера должен уверенно обеспечивать получение неискаженного напряжения возбуждения выходных ламп амплитудой приблизительно до 80 В. Схемы таких драйверов (фазоинверторов) можно позаимствовать от усилителей мощности на прямонакальных триодах с малым ц. К другим особенностям применения ламп ГУ-50 следует отнести следующие. Эти лампы имеют отдельный вывод защитной сетки, который можно подключить либо к аноду (я рекомендую сделать именно так), либо к катоду. Выберите тот вариант, который обеспечит лучшее, по вашему мнению, звучание. Далее. На одну из ножек выведен внутренний междуэлектродный экран лампы. Ни в коем случае не используйте соответствующий лепесток ламповой панели в качестве опорного для монтажа! При использовании ГУ-50 при мощности рассеивания на аноде, близкой к предельно допустимой, позаботьтесь о хорошем теплоотводе, как минимум обеспечив хорошую естественную циркуляцию воздуха вокруг ламп. При некоторых условиях (неудачный монтаж и т.д.) может возникнуть паразитная генерация на УКВ, для предотвращения которой обязательна установка антипаразитных резисторов величиной 0,47-1,5 кОм в цепях управляющих сеток. Эти резисторы обязательно должны быть припаяны непосредственно к лепесткам ламповых панелей. В ряде случаев может также понадобиться установка непосредственно на анодных выводах резисторов величиной 5-10 Ом.

6П36С и 6П45С — лампы оригинальной отечественной разработки, предназначенные для работы в схемах строчной развертки телевизоров и конструктивно сильно отличающиеся от своих зарубежных аналогов (EL500 и PL504 у 6П36С, EL509, EL519 и 6KG6 у 6П45С). На рис. 4 показана геометрия электродной системы этих ламп. Широкий плоский катод и жесткие, точно установленные рамочные сетки образуют структуру с высокой степенью геометрической и, по-видимому, электрической однородности (см. Class А, декабрь 1996 г., сс. 16-17), что позволяет обеспечить в триодном включени сочетание высокой линейности анодных характеристик, низкого внутреннего динамического сопротивления и малой величины напряжения приведения (см. рис. 5). Аноды этих ламп имеют особую, многокамерную конструкцию, которая определяется необходимостью подавления динатронного эффекта в тяжелейших условиях работы в выходном каскаде строчной развертки телевизоров, в том числе цветного изображения. Кроме того, за счет такой геометрии обеспечивается чрезвычайно большая эффективная поверхность анода, что улучшает отвод тепла.

Рамочная конструкция сеток позволяет достичь не только строгой параллельности электродов, но и точного расположения проволочек второй сетки напротив проволочек первой. В результате этого уменьшается доля анодного тока, ответвляющегося в цепь экранной сетки при триодном включении лампы. Таким образом, необычная геометрия электродов 6П36С и 6П45С в электрическом отношении прекрасно соответствует строгим требованиям, предъявляемым к звуковым лампам.

А теперь дам несколько рекомендаций читателям, решившим применить эти лампы в своих конструкциях. Во-первых, кроме использования 6П36С в триодном включении в рабочих режимах, рекомендованных в статье «Триод из подручных материалов», этой лампой можно заменять прямонакальный триод 6С4С (2АЗ), разумеется, с учетом различий в цоколевке, способе подачи и величине тока накала (у 6П36С он ровно в 2 раза больше, чем у 6С4С, т. е. 2 А). Во-вторых, мой печальный опыт свидетельствует о том, что при работе в рекомендованных мной режимах совершенно отвратительно (с точки зрения надежности и стабильности) ведут себя лампы Новосибирского завода, в то время как даже уже бывшие в употреблении лампы, выпущенные заводом «Светлана» и Ульяновским заводом электровакуумных приборов, работают надежно. В-третьих, триоды на основе 6П36С и особенно 6П45С имеют повышенную динамическую входную емкость, поэтому требуют драйвера с низким выходным сопротивлением (не более 5-10 кОм). Величина этого сопротивления Явых должна быть не более 1/2nf(CacK0+Cск) В этой формуле f — верхняя частота среза каскада драйвера по уровню -3дБ (должна быть не менее 50-60 кГц), а Сас и Сск — соответственно проходная и входная емкости, К0 — динамический коэффициент усиления лампы выходного каскада в реальной схеме (для триода обычно не более 0,7-0,8 μ). В-четвертых, из-за большой крутизны эти лампы склонны к паразитной высокочастотной генерации (как и ГУ-50). Для ее предотвращения необходимо принять те же меры, что и для ГУ-50, причем резистор величиной 10 Ом должен быть припаян непосредственно к колпачку, надеваемому на вывод анода. В-пятых, рекомендую не тратить время на бесполезные эксперименты по использованию ламп 6П36С и 6П45С в тетродном и ультралинейном включении, а начинающим конструкторам — вообще связываться с ними. И последний совет. Не пытайтесь использовать вместо 6П36С и 6П45С лампы 6П44С и 6П45С-М (нечто совершенно удивительное и труднообъяснимое: как удалось добротную и мощную лампу 6П45С «спрессовать » по объему в 3 раза? Обнаружив недавно на радиорынке в Митино это чудо технологии, я вспомнил Козьму Пруткова: «Если на клетке слона увидишь надпись «буйвол», не верь глазам своим!» Похожая метаморфоза произошла и с пентодом 6Ж52П. В продаже в том же Митино можно встретить лампы с маркировкой 6Ж52П и товарным знаком завода «Светлана», внутри баллона которых просматривается нечто совершенно не похожее на «внутренности» настоящей 6Ж52П, но зато очень похожее на 6Ж9П. Может быть, в телевизорах она и работает, но, например, в фонокорректоре А. Тарима играть совершенно отказывается).

6П14П — одна из самых популярных и чрезвычайно широко распространенных выходных ламп, которая наряду с отличным звучанием доступна по цене. Появившись в середине 50-х годов, эта лампа наряду с ее зарубежными аналогами EL84 и 6BQ5 к концу 50-х годов практически полностью вытеснила из массовой радиоаппаратуры другие типы выходных ламп. Ее предшественницами были лампы с локтальным цоколем EBL21 и UBL21 (пентод-диоды, содержащие в одном баллоне выходной пентод с параметрами, аналогичными параметрам EL84, и двойной диод), выпущенные в середине 30-х годов фирмой Telefunken и производившиеся многими другими европейскими фирмами.

Особенностью конструкции 6П14П является малое расстояние между катодом и управляющей сеткой с малым шагом навивки. В результате лампа обладает высокой крутизной анодно-сеточных характеристик и, как следствие, большим коэффициентом усиления даже в триодном включении (μ = 20), поэтому требует небольшой амплитуды напряжения раскачки. Однако такая конструкция электродной системы приводит к нежелательному эффекту, проявляющемуся в склонности лампы к появлению термотока в цепи управляющей сетки. Поэтому ТУ предусмотрено ее применение только с автоматическим смещением. При использовании фиксированного смещения рекомендуется для надежной работы лампы несколько снижать мощность рассеивания на аноде по сравнению с предельно-допустимой по ТУ и ни в коем случае не допускать перекала катода (для этого желательно питать накал стабилизированным напряжением). Еще одна отличительная особенность 6П14П — достаточно малая величина межэлектродной емкости между управляющей и экранной сетками (в триодном включении эта емкость является проходной). Указанные особенности лампы позволяют существенно упростить драйвер.

Читайте также:  Драйвер для a data sx6000lnp

Может быть, вам встретится лампа 6П18П (EL82), являющаяся по сути модификацией 6П14П для работы при более низких анодном и экранном напряжениях (μ=15 в триодном включении), или лампа EL95 в пальчиковом 7-штырьковом оформлении с пониженным потреблением мощности цепью накала.

Для интересующихся практическим применением ламп 6П14П на рис. 6 приведена принципиальная электрическая схема усилителя на этих лампах из немецкого журнала «Radio und Fernsehen» (1963 г., №12, стр.404). По меркам того времени такая конструкция представляла собой абсолютно «белую ворону»: на входе установлен пентод EF86 (6Ж32П) в триодном включении, на выходе — EL84 (6П14П) также в триодном включении, работающие в чистом классе А с независимым автоматическим смещением для каждой лампы (расчетное сопротивление нагрузки, приведенное к анодам — 10 кОм, выходная мощность при суммарном коэффициенте нелинейных искажений 0,5% — 4 Вт, полоса пропускания по уровню -3дБ — 10 Гц. 50 кГц). Не соответствуя, быть может, современным критериям High End’a, эта добротная схема выдержана строго в идеологии Вильямсона и при тщательном выполнении выходного трансформатора (его конструкция приведена на рис. 7) будет великолепно работать на уровне Hi-Fi высшего качества при абсолютной доступности и очень низкой стоимости элементной базы. Не пугайтесь изображенных на схеме транзисторов! Они используются лишь в схеме звукового генератора, предназначенного для установки баланса каналов. При повторении усилителя необходимо иметь в виду, что его выходные лампы работают в облегченном режиме. Поэтому, «поддав газу» по анодному питанию (см. режимы в статье «Триод из подручных материалов»), можно несколько увеличить выходную мощность. В большинстве случаев можно обойтись без общей ООО и входного каскада на лампе EF86, подав сигнал на управляющую сетку левой половины (по схеме) двойного триода ЕСС83 (вместо него подойдут 12АХ7 и 6Н2П).

Опираясь на свой опыт, рекомендую еще одну схему — достаточно популярный в 70-х годах эстрадный усилитель «Ритм» (типичный пример безобразного конструктивного исполнения неплохой схемы — Н.Т.). Изображенный на рис. 8 исходный вариант (номиналы радиоэлементов модернизированного усилителя указаны на принципиальной схеме в скобках — Н.Т.) представляет собой ультралинейный двухтактный усилитель в классе АВ1, скорее даже на грани класса В1 (подобный режим часто встречается в усилителях фирмы Manley Laboratories, Inc.). Выходные лампы 6П14П (по 3 шт. в плече) работают с напряжением на анодах и экранных сетках аж 420 В при токах покоя около 10 мА и фиксированном смещении -19 В. При этом величина приведенного сопротивления нагрузки для одной «двухтактной пары» составляет 30 кОм. Фазоинвертор выполнен по «раритетной» несамобалансирующейся схеме (подробнее о фазоинверторах можно прочитать в журнале «Class А», апрель 1997 г., стр. 16-21). Используемая в нем лампа 6Н2П, по-моему, находится не совсем на своем месте и работает в неподходящем режиме. При правильном подходе применение этого фазоинвертора обуславливает весьма своеобразное и привлекательное звучание, сходное по характеру с «однотактным» — Н.Т.). Проведенное 6 лет назад первое мимолетное сравнение потрепанного «Ритма» с «вылизанным» «Прибоем» едва не закончилось для последнего прощальным полетом через окно только благодаря зиме и большому весу усилителя. После этого (до появления у меня экзотических ламп 2А3, 6А3 и 6С4С) я несколько модернизировал «Ритм» и был им вполне доволен (еще раз огромное спасибо Люберецкой фабрике музыкальных инструментов. По-видимому, сказаласть близость разработчиков и исполнителей в части изготовления настоящих музыкальных инструментов). Желающие повторить эту схему определенно не прогадают, применив в выходном каскаде автоматическое смещение с переводом его в класс А (см. статью «Триод из подручных материалов»), а также исключив общую ООС. Усилитель обеспечит 10 Вт выходной мощности при великолепном качестве звучания.

Вместо 6П14П в качестве выходных ламп во всех приведенных схемах можно применять (при незначительной корректировке рабочих режимов) и все вышеуказанные ее заменители.

EL34 — «старшая сестра» EL84 (по аудиостатусу, хотя по возрасту — ровесница). Она является одной из самых широко распространенных в мире ламп, разработанной фирмой Philips специально для аудиоаппаратуры. Выпускалась многими производителями и продолжает выпускаться, в том числе и в России. В 60-х в бывшем Советском Союзе был выпущен в количестве нескольких тысяч экземпляров отечественный вариант EL34 — 6П27С, однако дальнейшее ее производство по неизвестным мне причинам было прекращено. Лампа EL34 в определенном смысле представляет собой аудиофильный идеал, так как обладает уникальным сочетанием различных параметров, а именно высокой крутизны анод-но-сеточных характеристик, значительной предельно допустимой мощности рассеивания на аноде и экранирующей сетке, высокого предельно-допустимого напряжения на аноде и экранирующей сетке. В триодном включении она имеет низкое внутреннее сопротивление, приличный коэффициент усиления и весьма линейные характеристики. Эти особенности EL34 позволяют простыми средствами создать несложный усилитель с отличным звучанием и достаточно большой выходной мощностью. Единственным недостатком этой лампы можно считать ее существенно более высокую стоимость и меньшую доступность по сравнению по сравнению с 6П14П, 6П3С и т.п.

В силу указанных причин в отношении применения ламп EL34 ограничусь лишь ссылкой на две широко известные классические схемы усилителей, для одной из которых (рис. 9) привожу в таблице различные варианты «комплектации» входного каскада. Это простая, надежная и проверенная временем схемотехника, показывающая очень убедительные результаты. Как правило, любые схемы, которые можно встретить на страницах других изданий, сводятся к этим схемам или имеют в своей основе усилитель Вильямсона. В этих схемах могут быть применены любые выходные лампы, режимы которых можно взять из статьи «Триод из подручных материалов».

Изображенная на рис.11 конструкция выходного трансформатора рассчитана на номинальную величину приведенного сопротивления нагрузки между анодами выходных ламп 5 кОм. Для величины приведенного сопротивления 10 кОм секции А, В, С, D, Е, F должны содержать по 650 витков провода ПЭВ-2 0,2 мм.

Источник

Поделиться с друзьями
Комп ремонт
Adblock
detector